Алексей Титаренко
Родился в Ленинграде в 1962 году. С детства увлекался литературой, музыкой и фотографией. Первые снимки в детском кружке фотографии при Кировском дворце культуры, Титаренко сделал старой довоенной камерой «Комсомолец». «Она была простой, даже примитивной для среднеформатной пленочной камеры, но мне она казалась чем-то сложнейшим, непостижимым, и в то же время многообещающим: что, если эта черная коробочка может запечатлеть короткие мгновения жизни, которые делали меня таким счастливым?» — вспоминает фотограф. В основном он фотографировал Ленинград, неразрывно связанный для него с творчеством Достоевского. Результатами своих съемок он был разочарован — фотографии совсем не передавали мистической атмосферы города. Юный фотограф продолжал самосовершенствоваться — читал, слушал классическую музыку, переводил с французского, изучал книги по фотографии.
В конце 1970-х, зная, что Титаренко свободно владеет французским, его друзья из «Зеркала» попросили его перевести книгу Дон Адес «Фотомонтаж» (Photomontage). Эта книга произвела на него колоссальное впечатление — он открыл для себя способ выразить с помощью фотографии свое художественное видение. Основательно «порезав» фотографии из собственного архива снимков города в духе Достоевского, он сделал первую серию фотомонтажей «Ленинград, вход со двора».
В начале 1990-х, когда страна переживала один из мощнейших политических, экономических и экзистенциальных кризисов XX века, Алексей Титаренко, испытывая огромное желание выразить сочувствие к людям, вновь оказавшимся на грани, нашел новый способ визуализировать свои эмоции и чувства с помощью фотографии — он выбрал прием длительной экспозиции.
«Образ толпы как общего движения со стертыми деталями мелких движений, метафора, созданная эффектом длительной экспозиции, выделила определенные элементы, которые иначе утонули бы в изобилии деталей и лиц... Вспомнились похожие эпизоды: войны и революции, которые переживали жители России на протяжении всей своей истории. Как будто единственная фотография охватила целое десятилетие, даже столетие. Я чувствовал, что моя детская мечта о запечатлении на пленку душевного состояния или единичного впечатления, которое я испытал на улице, сбылась — реальность, каковой я ее чувствовал и представлял, была воссоздана», — вспоминает художник. Так родился проект «Город теней», при создании которого Алексей Титаренко постоянно обращался к «Концерту № 2 для виолончели с оркестром» Дмитрия Шостаковича — гуляя по городу под его музыку, художник все время чувствовал, что Санкт-Петербург вновь и вновь предлагает иллюстративный материал для музыки великого Шостаковича.
Эффект длительной экспозиции в фотографии, по мнению автора, можно сравнить с методами музыкальной интерпретации, когда музыкант, исполняя произведение, обращает внимание слушателя на те элементы, которые ранее могли остаться незамеченными.
#уличный_подборка